Бизнес и НКО: интервью в РБК директора фонда Ирины Рязановой

«Было трудно представить, что бизнес объединится в совместном социальном проекте»

Директор «Большой Перемены» Ирина Рязанова рассказывает в интервью РБК о том, как помощь детям-сиротам объединяет прямых конкурентов, а сотрудничество с профильными НКО повышает эффективность бизнеса.

Полный текст статьи на сайте РБК

КОС.jpg

— Почему социальные программы бизнеса лучше реализовывать вместе с профильными НКО?

— Чтобы повысить их эффективность. Ключевая экспертиза профильных НКО — знание особенностей целевой аудитории. Как правило, люди в трудных жизненных ситуациях не являются ни клиентами, ни сотрудниками крупного бизнеса. Бизнес их не знает, есть лишь общие представления о том, как им можно помочь. Тем временем, по данным Министерства образования, только четверть детей-сирот успешно адаптируются в обществе. 

Ребенок-сирота попадает в область экспертизы нашего фонда. Мы знаем, какой отпечаток накладывают на него психологические травмы детского и подросткового возраста, проживание в закрытых учреждениях. Например, он не имел возможности выбора в бытовых ситуациях — даже между бутербродом с колбасой и сыром. 

Как следствие, он испытывает огромные трудности в ситуации выбора во взрослой жизни и идет за первым предложенным вариантом. Он не знал приватности и не имел зоны персонального, и потому не понимает, как остаться одному в своей квартире или почему недопустимо нарушать чужие границы. Не умеет организовать себя и проявлять инициативу, так как его всегда организовывали «извне». Дети, оказавшиеся в детском доме после потери родительской заботы, имеют достаточно специфический жизненный опыт, представления о себе и об окружающем мире. 

Представьте, человек берет кредит на пластиковые окна, не понимая текста договора и не зная, что такое «процент». Казалось бы, надо учить его основам финансовой грамотности. Но оказывается, он не умеет читать и писать, а главное, не хочет учиться! Сиротство — это внутренняя позиция, особое отношение к себе и к миру: «я неудачник, меня все бросили и обидели, и поэтому мне все должны». 

Часто такой человек вообще не способен встать в позицию субъекта: задать вопрос себе, попросить о помощи других. Сдача экзаменов, поступление в вуз, трудоустройство и многое другое — ни что иное, как следствие изменения позиции, развития способности к самообразованию и готовности трудиться. И результат деятельности «Большой Перемены» — это именно динамика развития субъектности и самостоятельности ребят.


Благодарим Марию Быстрову за текст, Екатерину Сон за идею, Юлию Богданову и Виталия Шеремета (КПМГ) за комментарии с точки зрения бизнеса!