Садись, молодец, пять!

Педагогика, конечно, — наука серьёзная.

Однако знаменитые учителя всех времён и народов — тоже люди: со своими странностями, ошибками и удачами, проблемами и мечтами, со своей личной жизнью, иногда не такой уж образцово-показательной.

Долг платежом красен
ХРИСТИАН ВОЛЬФ (1679–1754)
Немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист и математик. Учитель М. В. Ломоносова.

Христиан Вольф.jpg

Наше второе всё Михаил Ломоносов стал тем, кем он стал, во многом, благодаря своему учителю Христиану Вольфу. В 1736 году, учась в Петербургской Академии и добившись выдающихся успехов, Михаил Васильевич был отправлен продолжать грызть гранит науки в Германию. К этому моменту профессор Вольф уже был непререкаемым авторитетом в научном мире и столпом европейского образования. Он по достоинству оценил таланты Ломоносова, уделял ему много внимания и по окончании курса в Марбургском университете дал своему лучшему ученику такую характеристику: «Молодой человек с прекрасными способностями, Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенностью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю».

Ломоносова, в свою очередь, поразила не только феноменальная эрудированность учителя, но и его человеческие качества: неравнодушие, доброта, щедрость. Вольф отдавал долги за русских учеников, проходивших обучение в Германии, их портным, башмачникам и книготорговцам, учителям танцев и фехтования… В день отъезда русских студентов профессор собрал всех их кредиторов и лично расплатился с долгами своих подопечных.

Аттестата не будет
КОНСТАНТИН УШИНСКИЙ (1823—1870)
Русский педагог, писатель, общественный деятель. Преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте, работал инспектором классов Смольного института благородных девиц. Автор книг «Родное слово» и «Детский мир» — первых общедоступных российских учебников для начального обучения детей.

Константин Ушинский.jpg

Константин Ушинский по праву считается одним из основоположников научной педагогики в России.

Несмотря на столь лестный титул к собственному образованию Ушинский относился весьма легкомысленно. В юношестве учился он спустя рукава, редко выполняя домашние задания и предпочитая учёбе прогулки. Гимназия находилась от усадьбы (расположенной в Новгород-Северском) на расстоянии 4 километров. Таким образом Ушинский ежедневно проходил около 8 километров, любуясь природой тех мест и красотой реки Десны.

Между тем, маленький Костя очень любил читать, обладал недюжинным интеллектом, самостоятельно в совершенстве выучил немецкий язык и читал Шиллера в подлиннике. При всём при этом несерьёзное отношение к учёбе всё же сказалось на будущем Ушинского: он не смог сдать выпускной экзамен и в итоге остался без аттестата.

Без лишних слов
ФЕЛИКС КЛЕЙН (1849—1925)
Немецкий математик и педагог. Профессор Эрлангенского университета, профессор Высшей технической школы в Мюнхене, участвовал в издании первой Математической энциклопедии. Представлял Геттингенский университет в парламенте. Автор идеи алгебраической классификации различных областей геометрии. 

Феликс Клейн.jpg

Преподавая в Геттингенском университете, Феликс Клейн прославился ведением ярких и содержательных факультативных курсов по самым разным предметам, от теории чисел до технической механики. На его курсы приезжали слушатели со всего мира.

А ещё Клейн принимал активное участие в реформе школьного образования. Он исследовал методики преподавания математики в разных странах и всегда старался подтверждать теорию на практике, общаясь с учениками. В одной из школ Клейн спросил детей, когда родился Коперник. В классе воцарилась тишина, и тогда он задал наводящий вопрос: произошло это до нашей эры или после. В ответ прозвучало уверенное: «Конечно, до!» Клейн записал в официальной рекомендации, что для начала необходимо добиться того, чтобы, отвечая на этот вопрос, ученики не произносили слово «конечно».

На равных с мальчишками
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870—1952)
Итальянский педагог, врач, создательница «системы Монтессори», основанной на идеях свободного воспитания и гуманистической педагогики.

Мария Монтессори.jpg

Мария Монтессори всю жизнь делала то, что считала нужным, игнорируя стереотипы и условности.

В 12 лет она решила стать инженером и добилась того, чтобы её приняли учиться по этой специальности в гимназию для мальчиков. Она оказалась первой девочкой, зачисленной в подобное учреждение, ей постоянно приходилось отстаивать свои права и быть на равных с мальчишками. 

Дальше — больше. В 22 года Мария поступает на медицинский факультет Римского университета. Тогда эта профессия считалась сугубо мужской, и ей было разрешено посещать занятия исключительно в присутствии отца. Упорства Марии было не занимать, в итоге она получила диплом врача.  

В личной жизни Монтессори тоже всё пошло не по общепринятому сценарию. Несмотря на серьёзные отношения с возлюбленным — Джузеппе Монтессано — и даже рождение сына, Мария отказалась от официального замужества в пользу отнюдь не принятого в те времена гражданского брака.

Первая любовь
АНТОН МАКАРЕНКО (1888—1939)
Знаменитый педагог, писатель, успешно внедрил в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя.

Антон Макаренко.jpg

Можно с уверенностью сказать, что Макаренко посвятил всю жизнь своему делу, однако ничто человеческое и ему было не чуждо. Он умудрился влюбиться в женщину старше него на 8 лет, к тому же она на тот момент была замужем за священником. Такая вот на него свалилась первая любовь. Её звали Елизавета Федоровна Григорович.

Казус заключается в том, что, собственно, познакомил их сам муж Елизаветы. Двадцатилетний Антон не мог найти общий язык со сверстниками, был склонен к депрессиям и даже помышлял о суициде. Тогда священник вызвался поддержать Макаренко и попросил свою жену принять участие в душеспасительных беседах с молодым человеком. Когда Антон и Елизавета поняли, что не смогут жить друг без друга, отец Макаренко выгнал сына из дома. Елизавета получила педагогическое образование и вместе с возлюбленным работала в колонии имени Горького. Их отношения продлились 20 лет и закончились по инициативе Макаренко, который написал в письме своему брату, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».

Чемпионами не рождаются
ЛАСЛО ПОЛГАР (1946). 
Венгерский педагог, журналист, эсперантист, работал в школе учителем черчения и этики, автор книг по методике воспитания таланта и учебников по шахматной игре. 

Ласло Полгар.jpg

Со своей будущей женой Кларой Ласло познакомился по переписке. Девушка была родом из села Вилок Виноградовского района УССР и училась в то время в Ужгородском государственном университете. Её семья была близко знакома с матерью Ласло, которая и дала Кларе адрес для переписки. В 1967 году они поженились. 

Все три их с Кларой дочери довольствовались домашним образованием, на что Ласло в порядке исключения получил разрешение от министерства. Полгар утверждал, что талант — это не врождённое, что он прививается. Изучая биографии гениев, Ласло сделал вывод, что путём правильного воспитания и усиленных занятий можно добиться неслыханных успехов. С самых ранних лет отец учил дочек играть в шахматы. Результаты его усилий в итоге увенчались большим успехом: Жужа Полгар стала чемпионкой мира по шахматам среди женщин, а Юдит и София получили звания гроссмейстеров. При этом все три сестры, в основном, участвовали в мужских турнирах.