День рождения онлайн-журнала «Пуск»

Сегодня – день рождения нашего нового проекта, онлайн-журнала, публикации которого будут теперь регулярно появляться на этой странице. 

Почему «Пуск»?

Это истории о том, как наши подопечные находили свой путь в жизни, о их победах и надеждах.
Это стартовая точка путешествия в новую реальность, в которой нет трудных подростков и трудных тем.
Это сюжеты о преодолении самых невероятных ситуаций, – опыт, которым сможете воспользоваться и вы.
Сотрудники «Большой Перемены» будут делиться лайфхаками, которые - мы надеемся! - пригодятся любому родителю и педагогу. Наши выпускники – своими наблюдениями; они расскажут, чем живут сейчас и вспомнят о пройденном пути. Вместе с вами мы будем обсуждать наши проблемы и сложности, искать способы их решения, а ещё – узнавать самые яркие новости образовательной сферы, мечтать о профессиях будущего и исследовать удивительные судьбы знаменитых учителей и их воспитанников. 

Как полюбить историю и выучить даты, которые вы не могли запомнить с детства? 
Как найти общий язык с молодым человеком, который потерял ко всему интерес? 
Как пережить опыт сиротства и стать мировой знаменитостью? 

Обо всём этом - онлайн-проект «Пуск». А перед тем, как запустить его в добрый путь, мы поговорили с учредителем и исполнительным директором «Большой Перемены» о слогане нашего журнала: «не про всех, а про каждого». Слово Ирине Рязановой:

Мы, все, каждый

Не про всех, а про каждого – это про то, чтобы обернуться и увидеть глаза ребёнка в тот момент, когда «мы все» куда-то направляемся. 

А он? Тоже хочет туда? Или мы все пойдём, а он за нами – по стадному принципу? Это толпа или сообщество? Я не сбрасываю со счетов слова «мы» и «все», они тоже прекрасны, когда в этом «мы» и «все» представлен персонально каждый. 

фото 2 для поста в ФБ.jpg

У нас в «Большой Перемене» много подопечных из психоневрологических интернатов. Это категория ребят, которые, как правило, пострадали больше всех. Например, Люба и Маша пришли к нам в позапрошлом году, и я видела поначалу этот испуг: «А что, правда, можно по-другому? А что, и со мной тоже будут разговаривать уважительно, со мной персонально?». Потому что всё время водили куда-то толпой и приходилось жить в комнате на 5, 8, 12 человек, никогда не было личного пространства и возможности выбрать на завтрак бутерброд с сыром или с колбасой, ведь всё как у всех. Сначала они пришли вдвоём, как сиамские близнецы, а сейчас я вижу, как они становятся немножко порознь и вместе с тем продолжают взаимодействовать. 

Я думаю, что у нас с ними впереди длинный путь вместе.

До 18 и старше 

Наш фонд образовался 18 лет назад. В этом году у нас серьёзная дата – совершеннолетие. Я и мои коллеги раньше работали в другой организации: Russian Orphan Opportunity Fund. В какой–то момент я ушла оттуда, но поняла, что не могу бросить это дело. 

Я уже понимала масштаб проблемы и то, что 2, 3, даже 10 фондов не смогут полностью её решить. 

У меня было страстное желанию создать свою организацию, развивать это направление, сделать его ещё более эффективным для ребят. Опыт был, энергия была, желание двигаться дальше и команда – тоже, а ещё нашлись люди, которые говорили: «Да, Ира, это нужно. Давай будем делать». Но главное, были ребята, которые хотели продолжать заниматься. 

Название «Большая Перемена» придумали у меня дома на кухне. Один из педагогов, Ольга Геннадьевна Аверкина, которая со мной с самого начала, была автором этого названия, оно буквально слетело у неё с губ. Потом мы еще посидели писали списки слов, но первое название оказалось самым лучшим, и мы к нему вернулись. Здесь и аналогия с фильмом «Большая перемена», и с большой переменой в школе между уроками, где люди общаются друг с другом, и с большой переменой в жизни, так необходимой нашим подопечным. 

Градусник, копилка и источники вдохновения

Меня очень вдохновляют истории преодоления, когда я вижу, как наши подопечные, не имеющие своего опыта жизни в семье, сейчас растят своих детей, заботятся о них, занимаются с ними. У нас сейчас уже, в общей сложности, 26 внуков, и ни один из них не оказался в детском доме. Вот это меня по–настоящему вдохновляет! Конечно, это вдохновение от их личных результатов в процессе обучения у нас, с одной стороны, но и от их детей, родители которых не только сами себя смогли преодолеть, они ещё в следующее поколение закладывают другую, правильную схему отношений в семье, даже не зная её на собственном опыте. 

Однажды у нас возникла сложная ситуация с оплатой аренды помещения фонда, я совершенно не понимала, как собрать деньги. Это был предновогодний период, и там нужно было найти порядка 400 000 и буквально одной платёжкой закрыть аренду подвальчика, который мы тогда снимали. Меня коллеги прижали к стенке и говорят: «Колись, рассказывай, что случилось, чего ты ходишь с таким лицом?». Я объяснила ситуацию, и мы придумали вместе нарисовать «градусник», сделать отметочки, сколько у нас сейчас есть денег, сколько нам ещё надо и сколько дней осталось до платежа. И тут произошло чудо: наши подопечные включились в процесс, у меня до сих пор хранится эта бумажка, табличка, где я записывала, как собирались деньги. Приходит парень и говорит: «Я решил меньше курить. Вот 23 рубля. Сегодня не купил сигареты». Ещё двое ребят приходят: «Мы копили деньги», – и приносят глиняного кота, копилку, разбивают её, всё это разлетается, а мы ползаем и собираем. Платежи в итоге были по 23 рубля, 150 рублей, 100 рублей, 83 рубля, 14 000 рублей. 

Я видела, насколько самим ребятам нужно, чтобы всё это не закончилось, и они смогли бы дальше быть с нами.

«Когда вы начнёте орать»?

Нам было важно понять про каждого, в чём его интересы, какие у него особенности. И про большинство ребят мы понимали, что к учёбе приступить невозможно, потому что не развиты учебные навыки, абсолютно приглушён познавательный интерес. А как можно учиться, когда новое тебе узнавать не интересно? И, соответственно, нужно было как бы вернуться назад, в пору детства и “почемучки”: почему колёсико вертится, почему Луна на небе, как люди разговаривают, почему я хожу ногами по земле. Мы в фонде для каждого разрабатываем его персональную образовательную программу, пытаясь понять, что человек уже может сделать сам, что он может сделать с нашей помощью и чего он не может сделать ни при каких условиях. Мы понимали, что нужно сделать несколько шагов назад, а может быть, даже не назад, а к самому человеку, чтобы понять, что же ему интересно. Так у нас появилась программа «Самоучка», где педагоги общаются с ребятами на любые темы и помогают им научиться задавать вопросы, открывать в себе что–то, понимать свои интересы и потребности, как жизненные, так и образовательные.

Ещё одна проблема – это их страх. 

Один из наших подопечных однажды сказал: «Я три года ждал, когда вы начнёте орать и стучать указкой». Что происходило в его практике? Страх – это абсолютно антиобразовательная вещь.

Когда ты испуган, ты не способен познавать новое, всё заблокировано, поэтому прежде всего нам нужно было создать пространство доверия, свободного познавательного интереса, не зажатого рамками узкого предмета.

Всё пространство - образовательное

Педагог иногда смотрит на ученика исключительно в рамках урока, а ведь предметом деятельности педагога является не математика или русский язык, а сам человек, его отношение к себе, к окружающим. Это другая педагогическая позиция. И здесь нам нужны были очень и очень разные пространства. Так у нас появились клубные развивающие программы, программные модули, развивающие клубы. И очень часто, начав с этого, ребята потом приступали к изучению математики или русского языка уже осознанно и без особого страха. Они понимали, что им самим это стало нужно для освоения какой-то профессии. 

Помимо «Самоучки» появились театральный клуб, английский клуб, киноклуб, клуб «Путешественник» (мы уже много где побывали), походы в музеи, экскурсии, выставки, места, где ребята могли бы самостоятельно выбрать себе что–то по интересам. Например, если это киноклуб, то мы никогда не говорим, что именно надо смотреть, а вместе с ребятами выбираем фильм и после этого обсуждаем его. 

фото 3 для поста в ФБ.jpg

По сути всё пространство «Большой Перемены» – образовательное. Даже то, что происходит в коридоре на переменах, в любом диалоге между ребятами и педагогами – это всё является образованием.

Например, у нас была художественная студия, сейчас уже какое-то время её нет, но она, возможно, опять возникнет, потому что очевидно, что ребятам это нужно. Мы неоднократно наблюдали, как человек, который зажимается на математике, выходя на нашу кухню или в клубное пространство, вдруг становится душой компании и свободно общается. Что случилось на уроке математики? Откуда возник этот страх? Мы начинаем анализировать и находить пути решения этой проблемы.

Передача данных

В той же самой «Самоучке» есть этап, когда ребята приходят к пониманию того, какие у них есть вопросы, находят ответы на них, а потом делятся с другими этими своими открытиями. Они участвуют в конференциях, делают доклады и презентации, публично выступают. Важно не только обладать сакральным знанием, полученным непосильным трудом, но и захотеть, смочь поделиться этим знанием с остальными. Мне кажется, что это очень важный общий принцип персонального и социального единства, когда я и для себя, и для других. 

Думаю, что это естественная потребность взрослого человека – делиться тем, что он получил, потому что дети в основном транслируют запрос «мне, меня, для меня», а когда человек взрослеет, он ещё и отдаёт. 

Одна из наших подопечных, Галя Зернова, пришла в «Большую Перемену» из ПНИ, и у неё были явные способности к живописи, она рисовала, но мастерства там, конечно, было недостаточно. При этом она прекрасно понимала, что для поступления в художественное училище ей нужно закончить 9 классов. Она училась у нас не только по предметам, но и в нашей художественной школе, много путешествовала с нами, объездила почти всю страну. В путешествиях она общалась с разными людьми, наблюдала за природой, знакомилась с классическим искусством. В итоге Галя поступила сначала в колледж, а сейчас она продолжает учиться живописи в Италии, во Флорентийской академии художеств.

И теперь Галя щедро делится тем, что у неё есть, тем, что она знает. Снимает видео, выкладывает их в Фейсбуке на своей странице, рассказывает о том, где она была и какой прошла путь. Её картины успешно продаются, но она не останавливается на достигнутом и развивается дальше, трудится каждый день.

Пуск!

Делиться и отдавать – процесс для сотрудников «Большой Перемены» органичный, а сейчас мы готовы делиться нашими историями, опытом и надеждами с самой широкой аудиторией. Мы запускаем онлайн-проект “Пуск”, в котором будут рассказы о нас и наших ребятах, о том, что нам интересно в кипящем сейчас мире образования. Сейчас этот проект для нас – как ребёнок, который стал взрослым и начинает жить своей жизнью. Уверена, нам будет интересно вместе!