Праздник-проказник

Праздники любят все: и дети, и взрослые. 

Но если взрослые вынуждены соблюдать элементарные правила приличия и не всегда могут оторваться на полную катушку, то детям праздник нужен как раз для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно.

Первое золотое правило: не мешать, а помогать ребёнку сделать такой праздник, какой хочет он сам. 

Это значит, что, как минимум, стоит обсудить с именинником место предстоящего веселья. Посиделки за длинным столом в пафосном ресторане, поход в гости к бабушке или познавательное мероприятие в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации — далеко не каждого ребёнка осчастливят. 

Сегодня мы поговорим о банальных, на первый взгляд, вещах, однако мы о них почему-то часто забываем. А помогут нам раскрыть тему советы Ирины Рязановой, исполнительного директора фонда «Большая Перемена».


«Лучший подарок — книга»

Нередко эту фразу воспринимают скорее уже как шутку. На самом деле, книга вполне может стать приятным подарком, только не каждая. Не стоит дарить книги из текущей школьной программы, пособия типа «Как стать хорошим человеком» или ту «великую классику», на которой вы мечтаете вырастить ребёнка. Это всё можно аккуратно предлагать в обычном режиме, но только не в день рождения. 

На праздник именинник рассчитывает получить что-то, связанное с его личными интересами и увлечениями. Если это футбол, то энциклопедию с портретами и биографиями знаменитых футболистов. Если супергерои, то книжку комиксов про них. Если бисероплетение — красочное пособие с оригинальными советами, чего бы такого можно наплести. 

Всегда велик соблазн подарить что-то полезное: зимние штаны с начёсом, энергосберегающую настольную лампу или дорожные шахматы, например. Постарайтесь сдержать подобные порывы, иначе разочарованного лица в момент дарения не избежать.


ИРИНА РЯЗАНОВА:

«Для нас стоимость подарка — не главное. Это не значит, что дорогие подарки дарить не надо. Если есть бюджет, и человек будет счастлив получить какую-то ценную вещь, в которой нуждается, то и хорошо, но зачастую самые простые вещи могут вызвать восторг. Главное в подарке — личный фактор.

Например, мы каждый год печатаем календарики с рисунками наших подопечных и вручаем им авторские экземпляры. Сейчас, в период пандемии, нам приходится праздновать дни рождения ребят через Zoom, и им очень нравятся в качестве поздравления видеоролики про них, которые мы заранее делаем. 

У нас есть педагог, Елизавета Александровна, она удивительная. Благодаря ей ребята, например, учатся дарить подарки. Каждого нового человека, приходящего в «Большую Перемену», она встречает вопросом: «А что вашей душеньке угодно на день рождения?» и всегда подбирает индивидуальный подарок. 

А ещё вывешивает листочки с днями рождения педагогов, ребят, бухгалтера и уборщицы, в общем, сотрудников фонда. 

На подарки мы все дружно скидываемся и покупаем каждому то, что именно ему подойдёт. Мне, например, нужен был складной ножик, чтобы за грибами ходить, другому нашему педагогу хотелось фонарик, а студенту, получившему квартиру, —был необходим чайник. Ещё про кого-то Елизавета Александровна разведала, что его порадуют билеты в театр». 


«А это Аркадий Петрович»

Cо сбором гостей работает тот же принцип: составляйте список гостей вместе с ребёнком. Не надо, даже не предупредив его, звать дальних родственников, которых он последний раз видел на выписке из роддома и попросту не поймёт кто это, или «нужного» вам коллегу, условного Аркадия Петровича из рекламного отдела с его сыном, в три раза младше вашего ребёнка.

Наступите раз в году на горло собственной песне, и пусть именинник позовёт хулигана из параллельного класса, раз ему очень хочется, или дочку ваших соседей, с которыми вы не в ладах после того, как они вас затопили месяц назад. 

Ну и не регламентируйте, по возможности, количество гостей. Захочет пригласить только двух лучших друзей, пусть так и будет, не надо говорить: «Ну давай хотя бы человек пять позовём, а то, кто всё это есть будет?» И, наоборот, если в списке окажется больше десяти человек, не требуйте удалить половину: ребёнку крайне некомфортно будет выбирать тех, от кого придётся избавиться. Чтобы уложиться по бюджету на угощения для большой компании, можно просто заказать пиццу: это нам, взрослым, кажется, что столы должны ломиться от салатов, а для детей еда на празднике — последнее, что влияет на уровень веселья.


ИРИНА РЯЗАНОВА:

мандарины.jpg

«Мы всегда с педагогами и кураторами вместе с нашими подопечными накануне обсуждаем, кого они хотят позвать на праздник из своих друзей не из фонда. И здесь главный принцип: не оставлять таких гостей без внимания. Мы договариваемся с именинниками, что если им надо отвлечься на что-то во время праздника, то они могут попросить педагога или куратора в это время позаботиться о его личных гостях, чтобы тот не растерялся и не заскучал. 

У нас существует традиция: распределять роли. Если кто-то из наших ребят обладает организаторскими способностями и любит управлять процессом, им подойдёт роль ведущих мероприятия. Кто-то умеет что-то делать руками и предложит устроить мастер-класс для всех, кому это интересно. 

Одна наша студентка, например, во время праздника устроила мастер-класс по изготовлению ящиков, в которые планировалось положить мандарины и подарить друзьям фонда».


«А можно потише?»

Вроде мы все понимаем, что детский праздник — это не лекция по высшей математике в Бауманке, но сделать с собой иногда ничего не можем. Да, через пару часов после начала мероприятия и безудержного галдежа с перемещением детских тел туда-сюда возникает ощущение, что это броуновское движение нас сведёт с ума. 

Не сведёт. Опять же, если гости будут увлечены своими ролями, как мы пишем выше, то масштабы суеты сильно сократятся. В конце концов, сейчас есть огромный выбор настольных и разных активных игр, местами шумных, но зато собирающих всех в какой-то одной точке. В любом случае, наши призывы «успокоиться» и вопросы «А можно потише?» не сработают, а будут только раздражать празднующих и портить настроение имениннику. 


ИРИНА РЯЗАНОВА:

др.jpg

«Само мероприятие — это только центральная часть большого процесса. Есть же ещё подготовка к празднику и этап его завершения. Что касается подготовки, то можно придумать какой-то простой, душевный способ придать особенности конкретному намечающемуся мероприятию: сценарий всегда разрабатываем вместе с ребятами. Например, один из Новых годов в “Большой Перемене” для создания уютной атмосферы мы с ними придумали встречать в тапочках. Не то, чтобы настаивали: кто хотел, мог в любой другой обуви быть. 

Для нас праздники — это самая весёлая часть образовательного процесса и здесь мы тоже придерживаемся нашего главного принципа “Не про всех, а про каждого”. Например, уборку по окончании веселья превращаем в развлечение: убираем с танцами, песнями, шутками-прибаутками, но остаются только те, кто готов в этом участвовать. Того, кто устал или у кого есть какие-то дела, принуждать у нас не принято. А что касается ещё каких-то процессов, объединяющих всех во время мероприятия, то можно, например, приготовить пирог, который потом дружно съесть. 

Мы ежегодные дни рождения “Большой Перемены” называем “шарлоточными”: я уже много лет готовлю по специальному рецепту шарлотку, огромную — из 10 яиц. Этот рецепт уже, что называется, пошёл в народ, и я с радостью вам его дарю».

Для кляра взбиваем до густой сметаны 3 яйца с одним стаканом сахара и щепоткой соли.  Потихоньку вмешиваем 1 стакан муки. Добавляем треть чайной ложки соды, гашеной уксусом. При желании добавить пакетик ванильного сахара. Режем на кусочки (1-2 см) 5-6 яблок. Лучше кислых (антоновка). При желании яблоки можно присыпать корицей и встряхнуть. Перемешиваем яблоки с кляром и выкладываем смесь в смазанную маслом форму. Выпекаем в горячей (200°) духовке минут 40. Готовность можно проверить сухой деревянной палочкой: протыкаем шарлотку, и если на палочке не осталось кляра, то готово».